О компании

В теме дня

16.07.2025

Tourdom.ru: Время открытий: раньше было лучше? Презентация книги о российском туризме

Книга «Время открытий» охватывает события, происходившие в туризме в 20-летний период – с начала 90-х по 2009 год, и наполнена огромным количеством интересных фактов, связанных с ключевыми персонами туристических компаний.

Презентация 496-страничного издания прошла 11 июля в московском пространстве Community.
Приглашение получили главные герои книги – люди, которые много лет назад создавали туристическую отрасль и продолжают играть в ней важную роль.
В их числе- Алексан Мкртчян, генеральный директор сети турагентств "Розовый слон".

Презентация продолжалась полтора часа и была наполнена интересными подробностями из жизни героев книги и турбизнеса.
 

«Очень редкая, если не сказать уникальная возможность увидеться со многими из тех, кто создавал туризм, начинал в 90-х, был причастен к самым ярким, умопомрачительным событиям. Мне напоминает это все встречу одноклассников», – сказала Татьяна Дмитрова. Презентацию она построила по принципу коллективного чтения – на двух больших экранах появлялись фрагменты из книги, которые Татьяна сопровождала своими комментариями и по очереди приглашала главных героев. 

008.jpg

В числе первых к микрофону вышел Сергей Зенкин – ведь именно он в далеком 1988 году основал первую частную турфирму, «Розу Ветров». Удивительно, но презентация совпала с днем рождения Сергея Николаевича. В подарок он получил, конечно же, книгу Татьяны Дмитровой и набор фужеров с гравировкой «Раньше было лучше» – эта фраза стала слоганом мероприятия.

009.jpg

Действительно ли раньше было лучше? Этот вопрос красной нитью проходил через всю встречу. Многие согласились – да, было лучше. «Было легче решаться на что-то новое: это время авантюр и подвигов. Я не представляю человека, который сейчас бы открыл бизнес и вошел во въездной туризм, это не реально. Я бы не смогла», – сказала Марина Левченко («Тари Тур»). 

010.jpg

А Сергей Кулько («Спутник») признался, что сейчас в бизнесе не хватает живого общения. «Раньше все было живое. Эти времена я вспоминаю с большой ностальгией».

011.jpg

Тарас Демура (Fun&Sun) придерживается мнения, что со временем меняется только его субъективное восприятие: «Кто-то был моложе, задорнее, веселее. Кто-то и сейчас этого не теряет. Мне кажется, что если находить что-то новое в себе, людях, окружающей действительности, то интересно и сейчас». Следующую эпоху турбизнеса Тарас Демура видит так: «Я думаю, что будет эпоха тотального знания клиента, персонализации, когда мы в новых интерфейсах должны будем выстраивать с клиентом абсолютно новые отношения – очень личные и персональные, доверительные, и в этом очень помогают технологии». 

012.jpg

Генеральным партнером презентации книги выступила турецкая сеть Nirvana Hotels. «Символично ваше участие в этом мероприятии, ведь отели Nirvana тоже имеют длинную историю и своим примером показывают, как можно повышать актуальность и оставаться в тренде», – сказала Татьяна Дмитрова, приглашая на сцену представителя Nirvana Hotels Ирину Казакову. Она рассказала о новинках сети и пожелала всем приятного вечера. Поддержку организаторам оказали также туроператоры Fun&Sun и PAC Group. Как делились потом гости в кулуарах, мероприятие получилось очень классным: было уютно и вкусно.

013.jpg

Татьяна Дмитрова легко общалась с выходящими к микрофону героями и не упускала возможности поинтересоваться реакцией зала. Он то и дело взрывался аплодисментами, смехом или, наоборот, утихал. Ведь в истории туризма были и печальные страницы. 

014.jpg

 

Евгения Конколь («Спектрум») предложила вспомнить безвременно ушедших коллег из «Светала» – супругов Головачевых. По словам Евгении Конколь, Александр и Светлана в 90-х были для нее ориентирами, так как принесли в бизнес много новаторских идей. Например, поставили первый чартер «Трансаэро» в Стамбул (трагической истории «Светала» посвящена глава на с. 38. – Ред.). Сам «Спектрум» тоже был первопропродцем. Евгения Конколь приехала в Москву в 1989 году, после того как закончила факультет экономической кибернетики в Перми. И уже 5 августа 1990 года отправила первый в истории чартер в Каир. 

015.jpg

Проверить свои знания истории турбизнеса все могли в ходе викторины. На экранах появлялись вопросы, ответить на которые сумели только обладатели отличной памяти или подшивки журналов «Горячая линия. Туризм». 

Сергей Агафонов («Магазин горящих путевок») вспомнил, что его бывший шеф, Андрей Озолинь, объявил о запуске новой сети турагентств «Машина Времени» на собственной свадьбе. А Геннадий Косарев, ныне работающий в Казани в качестве директора принимающей компании, безошибочно определил, что рекордную комиссию в 45% за раннее бронирование туров в Турцию в 2007 году обещал своим партнерам туроператор «Мостравел».

016.jpg

Некоторые вопросы оказались очень сложными. Не все помнили, что в 2000 году Алексей Сергеечев (тогда – замгендиректора «ИнтАэр») и Александр Синигибский (TEZ Tour) состязались в армрестлинге. Так как оба оказались в зале, уникальный эпизод тут же повторили. Судьей выступил Иван Бубляев (OneTouch & Travel), который зафиксировал победу Александра Синигибского. Под аплодисменты Александр Иванович предложил новый слоган для следующей презентации – «Дальше будет лучше» – и попросил не затягивать. 

017.jpg

В лучших традициях «ТурДома» выход каждого участника сопровождался бодрой музыкой, праздничное настроение также помог создать искусственный интеллект. С его помощью удалось оживить старые фотографии и превратить их в небольшие видео. 

С экранов всем улыбнулся и раскурил трубку молодой Эдуард Кузнецов – основатель UTE Megapolus group. Выйдя к микрофону, он рассказал, что сейчас преподает философию в Бауманском университете, а также развивает небольшой отельный бизнес на Валдае. 

018.jpg

Искусственный интеллект также показал взросление дочки Дмитрия и Анаит Арутюновых («АРТ-ТУР»). Выяснилось, что Анна пошла по стопам родителей и занимается турбизнесом в Арабских Эмиратах.

019.jpg

Презентация продолжалась полтора часа и была наполнена интересными подробностями из жизни героев книги и турбизнеса. Например, основатель BSI Group Андрей Игнатьев попал в туризм, можно сказать, случайно: на работу в «Спутник» его пригласил знакомый, которого он встретил в трамвае, когда ехал устраиваться на службу в милицию. И в итоге предпочел туризм. Андрей Игнатьев не смог прилететь на презентацию, но почти как живой предстал на экране – искусственный интеллект оживил его фотографию. А еще заслужил аплодисменты, так как стал партнером по выпуску 496-страничной книги и профинансировал ее тираж, 5000 экземпляров. 

020.jpg

Издание действительно получилось объемным – не в последнюю очередь благодаря обилию редких фотографий 20–30-летней давности, наполненных духом молодости и безграничных возможностей. Как пошутил в кулуарах владелец сети турагентств Юрий Наумов (кстати, на презентации выяснилось, что он занял должность исполнительного директора TEZ Tour. – Ред.), «в туризме тогда все были с волосами… и с деньгами». Нотку юмора внес и Сергей Павлович Шпилько (РСТ) – рассказал со сцены один из своих фирменных анекдотов. 

021.jpg

Дмитрий Горин («Випсервис»), в свою очередь, признался, что будет советовать книгу «Время открытий» всем, кто интересуется современной историей туротрасли в России, в том числе и журналистам центральных СМИ.

022.jpg

А Инна Бельтюкова (экс-«Инна Тур» и экс-«Капитал Тур») назвала встречу «глотком энергии и молодости», так как многие присутствовавшие посвятили турбизнесу десятилетия своей жизни. 

023.jpg

Неудивительно, что после коллективного путешествия во времени просто разойтись по домам было невозможно – почти все гости остались на фуршет и общались еще 2 часа, договорившись чаще встречаться.

024.jpg

025.jpg

026.jpg

Многие спрашивали, как получить дополнительные экземпляры книги «Время открытий». Заказать их можно в интернет-магазине «ТурДома».
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9